Модернизация образования — шаг в будущее. Как определить результаты обучения

Нацеленность на достижение планируемых результатов – одна из важнейших особенностей новых государственных стандартов общего образования. Концепция и документы стандартов исходят из того, что основной результат образования в современной школе – это индивидуальный прогресс каждого ученика в основных сферах личностного развития. Он достигается через освоение универсальных и специфических для отдельных предметов способов действий, ведущих идей и ключевых понятий и приводит к формированию на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций».

Преподавать нужно так, чтобы у детей появились собственные вопросы, чему и как учиться. Именно такое понимание результата лежит на пересечении современных потребностей Личности, Общества, Государства. Ведь в настоящее время деятельность человека все больше и больше становится инновационной. Существенно сокращается значимость и сужается круг репродуктивной деятельности, связанной с использованием традиционных технологий.

И напротив, новыми нормами становятся:

  • повышенная профессиональная мобильность, жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы;
  • жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Поэтому и новые стандарты рассматриваются, прежде всего, как система ориентиров, обеспечивающих развитие системы образования и переводящих задачи развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов.

Эта линия последовательно проводится во всех документах стандартов, в Требованиях:

  • к структуре основных общеобразовательных программ;
  • к результатам их освоения;
  • к условиям их реализации.

Образовательный процесс рассматривается на основе системно-деятельностного подхода, то есть не просто как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но, прежде всего, как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Отражение системно-деятельностного подхода в документах, сопровождающих стандарты.

Системно-деятельностный подход находит отражение и во всех документах, сопровождающих стандарты и обеспечивающих их функционирование:

  • базисном образовательном плане, в котором впервые нормативно обеспечивается внеучебная деятельность школьников;
  • фундаментальном ядре содержания общего образования, в котором, наряду с традиционным учебным материалом присутствует деятельность по получению новых знаний;
  • примерных учебных программах и их важнейшем компоненте – планируемых результатах обучения, в которых впервые регламентируется собственная учебная деятельность учащихся, а основной педагогической задачей учителя выступает создание таких ситуаций, которые бы инициировали детское действие;
  • программах формирования универсальных учебных действий - новом для школы документе, аналога которому ранее не существовало;
  • программе воспитания и социализации обучающихся;
  • модели оценочной деятельности педагогов и внешних по отношению к школе организаций, в которой впервые предусматривается широкое использование неперсонифицированных процедур, направленных на оценку состояния системы образования, использование различных нетрадиционных методов оценивания, ограничение аттестационных процедур проверкой способности к решению ограниченного круга учебно-практических задач;
  • согласованных с вышеперечисленными документами системах требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса – начиная от оснащения современной информационной образовательной среды и заканчивая квалификационными требованиями к подготовке педагогов – важнейшему ресурсу системы образования.

Такой комплексный подход предопределяет и важнейший «фактор успеха» (который одновременно является и основным «фактором риска») – осознанное приятие педагогическим сообществом, всей системой образования той системы педагогических ценностей, которая заложена в новых стандартах, и умение действовать в соответствии с ними.

Педагогические ценности, заложенные в новых стандартах образования.

К таким педагогическим ценностям можно отнести, прежде всего:

  • признание самоценности каждого возраста, проживаемого школьником;
  • становление и упрочивание субъект-субъектных отношений, основанных на взаимном признании прав и ответственности, на взаимном уважении и доброжелательности;
  • неуклонное следование принципу вариативности образования;
  • признание в качестве руководства к действию положения о том, что между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность.

В частности, при организации учебного процесса следование этим ценностям с необходимостью предопределяет:

  • дифференциацию учебного процесса на основе дифференциации требований к освоению учебных программ;
  • индивидуализацию обучения;
  • нацеленность учебного процесса на каждом его этапе, каждом его отрезке на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов, организацию с этой целью целенаправленной совместной учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся;
  • формирование ученического сообщества;
  • формирование учебно-познавательной и, в частности, оценочной самостоятельности школьников.

Иными словами, в новых стандартах меняется фокусировка. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» в новых стандартах не менее важным становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».

Понятно, что реализация этого подхода требует качественного обновления всей учебно-методической и материально-технической базы. Так, современный урок без компьютера, без презентационной техники уже практически не мыслится. И во многих регионах и школах это уже стало нормальной, обычной практикой. И уже недалеко то время, когда станет архаичной практика, при которой учитель не пользуется системами управления учебным процессом или системой дистанционного обучения.

В разработке Требований к условиям реализации основных образовательных программ отражен именно такой взгляд.
Однако, важнейшим, краеугольным камнем всех намечаемых преобразований выступает уровень профессионального мастерства и позиционирование учителя.

Современный учитель с точки зрения новых стандартов

Современный учитель с точки зрения новых стандартов и задаваемых им результатов образования – это не «урокодатель», а профессионал, заинтересованный в том, чтобы каждый ребенок на каждом конкретном отрезке учебного процесса добился определенного успеха: индивидуального прогресса, достижения запланированных результатов, освоения нового для себя способа действий.

Учитель-профессионал создает условия для самостоятельной выработки детьми жизненных ценностей, для приобретения детьми жизненного опыта (опыта общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции и т. д.).

Учитель-профессионал может оказать ребенку адресную помощь: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать.

Учителю, занявшему позицию профессионала, необходимо совершенствовать свое педагогическое мастерство. И в первую очередь – в отношении навыков:

  • проектирования учебного процесса в целом и его отдельных единиц;
  • организации учебной деятельности учащихся;
  • оценочной деятельности;
  • использование образовательных ИКТ-технологий.

Необходимо понимать, что задача становления и расширения профессионального педагогического сообщества – задача беспрецедентная как по своим масштабам и сложности, так и по своим социально-экономическим последствиям. И откладывать ее решение нельзя, поскольку именно от успешности решения этой задачи зависит успех преобразований и в образовании, и во всех сферах жизни нашего общества.


По материалам семинара "Управление образовательным учреждением в условиях системных изменений".
Посмотрите полный список
семинаров по дошкольному и школьному образованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *