Семинары в Москве ТРЕНИНГИ
ЦНТИ "Прогресс"

Северная столица

мосты

Всё о
Санкт-Петербурге

В помощь участнику семинара

мосты

Опросы

На что вы обращаете внимание в первую очередь при выборе семинара?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Мы в соц.сетях


“Повесьте на дверь табличку «театр» и вы увидите, что произойдет”

В начале декабря в ЦНТИ «Прогресс» впервые прошел семинар «Директор театра». Мы побеседовали с одним из его участников — Владимиром Николаевичем Чикишевым, руководителем нижегородской школы-интерната для глухих детей и созданного при школе уникального театра «Пиано».

Беседуют Полина Гивлеткильдеева (менеджер по интернет-продвижению семинаров рубрики «Социальная работа»), Светлана Суровцева (менеджер по интернет-продвижению семинаров  рубрики «Культура») и Александра Раевская (разработчик семинаров рубрики «Культура»).

П.Г.: Как творческая реабилитация помогает социализировать особенных детей?

Глухие дети – это дети с особой амотивированностью. И когда мы просто пытаемся учить их говорить, они быстро теряют жизненную активность, желание что-либо делать самостоятельно. Они становятся ведомыми. А в творческом процессе нужна самостоятельность, желание, любовь, инициатива, любопытство — все, что присуще нормальным здоровым детям.

У глухих детей особенный вестибулярный аппарат, им нужна опора. Поэтому резкие движения вызывают настороженность, страх, беспокойство. А пластика в театре — это акробатика, кувырки. И мы научились с ними работать. Ребята любому человеку убедительно докажут, что они нормальные талантливые дети. Они могут привносить в этот мир огромное количество тепла и доброты, делать его лучше. И социализировать их можно одним способом, на мой взгляд, — включить социум, само общество, в среду вокруг них.

Когда к нам в интернат приезжают гости, у них сразу возникает желание детей пожалеть, как-то помочь. Ни в коем случае! Иначе мы никого не включим. Ребята воспитываются другим способом, на уровне таких действий, которые вызывают страстные желания, восхищения, уважения, потрясения: «Какие дети! Как интересно с ними! Надо своих детей привозить! Надо классы привозить!»

П.Г.: Театр изначально формировался как источник реабилитации?

“Творческая реабилитация” — очень хорошее словосочетание. Но мы делаем больше. Мы реабилитируем здоровых людей. Например, приезжают классы к нам в театр. Наши дети учат их дактильной азбуке, выдают листочки со значками. Гости не знают, что это такое, с интересом рассматривают. Наши ребята им объясняют, и у них появляется мотивация к речи. Вот так ненавязчиво, в игровой форме, мы реабилитируем наших, приходящих, и здоровых и не очень, взрослых и детей. В итоге всем интересно. Вот все это — творческая реабилитация.

П.Г.: Как вы формируете репертуар?

Мы занимаемся импровизацией. Дети сами выбирают темы и образы, интересные для них. Ведь одно дело, когда Дед Мороз предлагает рассказать стишок, и совсем другое – сочинить его. В нем мы узнаем, что ребенку интересно, что ему больше нравится, какие темы его беспокоят. В нашем случае это не репертуарный театр, это пластические стихи.

Это театр авторов, которые собираются на каждую репетицию и рассказывают друг другу то, что сегодня для них актуально, потом забывают, а потом рассказывают новое. Зрителю мы показываем примерно это же. Но я никогда не могу предположить до самого конца, что будет на сцене. Я могу только расставить какие-то акценты импровизации.

Это можно назвать одним спектаклем. Представьте себе, что 28 лет мы играем один спектакль, который все время меняется. Такое возможно. И в нашем случае только так и можно, потому что ребята не вынесут никакой постановки, у них даже времени нет. Внимания хватает совсем ненадолго. Вот когда они авторы – это самая глубокая мотивация. И больше ничего им не нужно. Никаких конфет, никаких пряников. «Я это делаю, это мое и это у меня получается».

П.Г.: Как дети попадают к вам в театр? Для воспитанников интерната обязательно посещение театра?

В любой школе повесьте на дверь табличку «театр» и вы увидите, что произойдет. Все захотят в театр. Театр – это любовь, театр – это другой мир, сказка, игра. Дозволено то, что в классе не позволено. Директора можно потрогать, подергать, поиграть с ним, это совершенно другие отношения, партнерские. Но, безусловно, есть естественный отбор. 68 детей на сцене – это невозможно, да и не нужно. Не все артисты. Мы постепенно определяем у кого есть любовь к игре, у кого есть такие потребности, амбиции. Как правило, все проходят через театр, но на сцене может быть 10-12 человек, иногда 8.

Другое дело, что финансировать это кто-то должен – учредитель, грантодатель. И здесь могут быть сложности, потому что система образования до сих пор не распознает и не понимает художественное. Она не выносит художественное по определению. Поэтому театр в школе – это как клумба посреди шоссе. Это не трагедия, это парадокс. Но система пока не понимает, что это – ее будущее. В художественном рождаются другие технологии работы с детьми. У меня сейчас есть такая возможность – перевести всю школу на другие технологии, на более тонкие, гуманные, мотивационные. Исключить насилие, принуждение, шаблонность. Возможность есть, но это долгий путь. И не все педагоги понимают это.

С.С.: Что привело вас на семинар в ЦНТИ “Прогресс”?

Я хочу, чтобы наш интернат был не просто коррекционной школой, а настоящей школой искусств. Она должна стать привлекательнейшим культурным центром в миллионном Нижнем Новгороде, куда люди стремились бы попасть. Но в процессе реализации возникает масса организационных вопросов, связанных с законодательством, менеджментом, маркетингом. И я сюда приехал за ответами на них.

С.С.: Какие впечатления у вас остались о семинаре?

Замечательный семинар! Я бесконечно благодарен руководству ЦНТИ «Прогресс» за возможность принять в нем участие. То, что я здесь получаю – знания, консультации, общение – это целый поток информации. Информации, крайне важной для меня, для того дела, которым я занимаюсь, для того огромного количества добрых, инициативных людей, которые работают у нас в театре, пока я здесь. На привлеченные средства – бюджетных просто нет. И спасибо ЦНТИ «Прогресс» за участие в качестве меценатов, спонсоров.

А.Р.: Разработка семинара (а этот семинар проводится в первый раз) – это тоже элемент творчества. На ваш взгляд, что было удачно, а что нет? Что было полезно именно вам, что вы используете в своей работе?

Я из той категории слушателей, которым полезно и интересно все. Я — человек очень жадный до информации, потому что пытаюсь заниматься сразу несколькими направлениями работы – и правовым, и организационным, и мотивационным, и психологическим. Поэтому каждый день, проведенный на семинаре, подарил огромное количество необходимых знаний.

Вчера мы занимались с психологом, и это высоко оценили все участники. Это очень важная составляющая нашей работы. Сегодня – лекция по юридическим вопросам. В театрах зачастую нет штатного юриста (а директор без юриста в условиях модернизации своего учреждения – это нонсенс!). Я не родился юристом, я вообще режиссер, поэтому приходится осваивать множество смежных профессий. Это не значит, что я стремлюсь стать универсалом, вовсе нет. Но ориентироваться в юридических вопросах мне все равно необходимо. Поэтому я внимательно слушаю лекции и делаю для себя определенные выводы. Приеду домой с серьезнейшим багажом.

А.Р.: Вся эта информация применима в вашем театре? Он ведь довольно специфический.

У нашего театра действительно есть своя специфика. Но совершенно точно, что формат, выбранный вами, подходит для всех. Крайне актуально проведение обучения именно для этих людей – директоров театра – тех, кто занимается сразу и организационной работой, и хозяйственной деятельностью, и творчеством. Это уникальная ситуация, синтез. Невозможно одно отделить от другого.

А.Р.: ..и перевешивать не должно ни одно, ни другое. Это очень сложная штука – ведь это, по сути, разные части личности.

Конечно. Все творческие люди, работающие в театре, все артисты – невротики в хорошем смысле. Иначе не было бы великих шедевров. Все гении на этой земле страдали какими-то проблемами, и в результате сочиняли гениальные произведения. В театрах происходит творческий процесс, там другая концентрация любви. И любой руководитель должен быть очень тонким, нежным. «И вол, и трепетная лань». Нужно соединить, гармонизировать несовместимые пространства – и голову, и душу, и талант, и бюрократию.

А.Р.: Как вы считаете, наши преподаватели были внимательны к участникам?

Предельно внимательны. Здесь такая атмосфера – все как родные, правда.

А.Р.: Спасибо, мы стараемся создавать такую атмосферу – не школы, не университета, а общения, передачи из рук в руки необходимого опыта, в том числе от участника к участнику.

Это удивительно, еще слезы потекут, когда прощаться будем, вот увидите. А это очень важно – мы все живые, эмоциональные, несмотря на то, что «мозгастые», мы же директора. Я особенно оцениваю предельно доброжелательное, чуткое отношение к слушателям, как к детям, в самом лучшем смысле. Желаю вам крыльев, вдохновения, уверенности, четкой согласованности, мобильности. И в Нижнем Новгороде филиал открывайте, обязательно!

Оставить комментарий

 

 

 

Вы можете использовать эти HTML теги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>