Учебное занятие может быть организовано в одном из следующих форматов:
- лекция;
- семинар или бизнес-семинар;
- тренинг;
- "круглый стол" или групповая дискуссия;
- конференция;
- корпоративная конференция;
- мастер-класс или демонстрационное занятие;
- экскурсия.
Привычным для многих форматом учебного занятия является лекция - публичное изложение или объяснение новой для аудитории информации. Лекционная форма занятия предполагает монолог лектора и минимальное влияние слушателей на ход занятия.
Лекционное изложение не настроено на дискуссии, обсуждения, а значит, активность и вовлеченность слушателей невелики, что зачастую негативно сказывается на их внимании и усвояемости лекционного материала. Однако, в случае, когда Вам нужно ознакомить большое число сотрудников со значительным объемом информации, лекция является оптимальной формой обучения.
Основные виды учебных занятий, проводимых в ЦНТИ «Прогресс» - семинары для руководителей и специалистов различных отраслей. В отличие от лекции, семинарское занятие включает и доклад лектора, и различные формы активного участия аудитории: слушатели и преподаватель совместно порабатывают учебный материал. В ответ на реакцию аудитории, в соответствии с ее интересами преподаватель может изменить ход семинара, например, рассмотрев более подробно актуальный для слушателей вопрос.
По мнению специалистов ЦНТИ «Прогресс», чтобы все участники занятия чувствовали себя комфортно, оптимальная численность группы на семинаре не должна превышать 25-30 человек, иначе степень участия слушателей в ходе обучения значительно снизится.
Задача тренинга - анализ имеющихся моделей поведения его участников и формирование навыков, соответствующих поставленным целям обучения. Целевые навыки, в т.ч. личностные навыки, отрабатываются с помощью различных упражнений, игр, заданий. Объем и диапазон преподаваемого на тренингах теоретического материала сравнительно невелик, но в ходе занятия полученные навыки должны быть полностью освоены слушателями.
Именно поэтому тренинг предполагает активное участие в процессе обучения всех слушателей. Уделить внимание каждому участнику, его проблемам и задачам возможно только при сравнительно небольшой численности группы: как правило, количество участников тренинга не превышает 10-15 человек.
Специалисты ЦНТИ «Прогресс» придерживаются мнения, что совместное участие в тренинге рядовых сотрудников и руководства компании может негативно сказаться на их открытости, готовности поделиться своими проблемами и, соответственно, на достижении поставленных целей. Обоснована также точка зрения, что информация об участниках тренинга, полученная в процессе обучения, должна быть предоставлена, в первую очередь, самим участникам, а не руководству компании.
В формате «круглого стола» или групповой дискуссии проходит совместное обсуждение всеми участниками актуальной для них проблемы. Все участники занятия обладают примерно равными знаниями и опытом работы по данной области, а в ходе занятия обладают равными статусом и правами. Выделяется только руководитель занятия – модератор, который контролирует и направляет ход обсуждения. Каждый участник высказывает свою точку зрения по теме «круглого стола», затем происходит обсуждение мнений участников, неясных или спорных моментов.
Отнести «круглые столы» к формам обучения можно лишь условно, т.к. в процессе дискуссии ее участники не столько обучаются, сколько совместно вырабатывают новые решения. Групповое обсуждение может являться заключительным этапом обучения, проведенного в форме лекции или тренинга, что будет способствовать закреплению пройденного материала и поможет оценить эффективность проведенного обучения. Численность участников круглого стола, как правило, не превышает 10 человек.
Конференция объединяет, как правило, выступления нескольких докладчиков перед многочисленной аудиторией, имеющей примерно равные с докладчиком опыт и знания. Задача конференции – ознакомление (не обучение) слушателей с новыми идеями, мнениями, разработками. В ходе конференции возможно обсуждение представленных аудитории сведений, активное участие в ходе занятия нескольких слушателей.
Корпоративная конференция – сравнительно новый формат обучения, где докладчиками и слушателями являются сотрудники одной компании. Выступающие делятся со своими коллегами положительным опытом решения задач, достижения целей, на конференции обсуждаются перспективные модели бизнес-процессов.
В тех случаях, когда предметом учебного занятия является знакомство аудитории с прикладными навыками, обучение может происходить в форме мастер-класса или демонстрационного занятия. Ведущим мастер-класса выступает, как правило, признанный специалист-практик, способный в ходе занятия продемонстрировать преподаваемые методики, познакомить аудиторию с процессом выполнения каких-либо работ. Обучение в формате мастер-классов, что следует из его сути, подходит далеко не всем направлениям обучения.
Зачастую учебное занятие или его часть проходят в формате экскурсии – выездного посещения предприятий и объектов, представляющих интерес с точки зрения тематики занятия. В процессе обучения происходит практическое знакомство слушателей с бизнес-процессами компаний-обладателей эксклюзивных знаний или успешным опытом работы в данной области, их новейшими технологиями производства, оборудованием, техникой безопасности, культурой труда. Как правило, в процессе посещения работающего объекта нет возможности представить слушателям подробную теоретическую информацию и обсудить увиденное. Поэтому ознакомление участников со значительным по объему и насыщенности материалом о работе посещаемого объекта и разъяснение значимых нюансов уместно провести заранее – на лекции или семинаре.
Курс - систематическое изложение знаний в определенной области, основ какой-либо науки. Занятия на курсах могут проходить в различных формах – лекций, семнаров, тренингов и т.п.
Иногда процесс обучения на курсах или на отдельном занятии совмещает признаки мероприятий нескольких форматов: например, вступительная часть занятия проходит в виде мини-лекции, затем участники выполняют упражнения тренинга, результаты обучения и выявленные в его ходе проблемы и перспективы обсуждаются в ходе открытой дискуссии.
Общим для всех форм обучения является высокие требования к мастерству ведущего – как к уровню его подготовки по теме занятия, так и к его преподавательскому опыту. Докладчик должен не только преподносить актуальную информацию в структурированном виде, доступном для данной группы участников. В зависимости от формы обучения лектор должен также уметь оперативно откликаться на реакцию аудитории, меняя ход занятия, управлять вниманием и активностью слушателей.
Практика работы учебных центров, в том числе ЦНТИ «Прогресс», включает обязательное отслеживание оценок преподавателей слушателями и их учет в своей дальнейшей деятельности. Поэтому Вы можете обратиться в учебный центр с просьбой раскрыть информацию об опыте и квалификации преподавателя. Также учебный центр, учитывая стоящие перед Вашим предприятием задачи и цели обучения, может из своего опыта посоветовать Вам, в каком формате должно проходить занятие по интересующей вас тематике.
С уважением,
ЦНТИ «Прогресс»