Особенности менеджмента в медицинских клиниках (окончание)
Вчера и позавчера на страницах блога нами были рассмотрены некоторые особенности управления медицинским учреждением. Ниже речь пойдет об остальных важнейших особенностях управления клиникой.
Фундаментальная роль миссии клиники в медицинском бизнесе
В медицинской клинике остро сталкиваются вопросы финансовой прибыли и качественной медицинской помощи. Информационная асимметрия, в которой пребывает пациент на приеме у доктора, делает его легкой добычей врачей, не отягощенных этическими и профессиональными принципами и желающих заработать. Кто хочет стать жертвой врача «скорой», который везет в тот стационар, который ему платит за каждого привезенного, или получить рецепт на абсолютно ненужное лекарство, назначенное доктором, спонсируемым фармкомпанией? В медицинском бизнесе предприятие становится заложником врача, и подчас потеря доверия к врачу – это потеря доверия ко всей, даже идеальной, клинике, к ее репутации. А медицинский бизнес – это прежде всего доверие.
Поэтому столь важна роль менеджмента, который несет ответственность не только перед акционерами, но и перед своими пациентами и который должен создать еще на стадии проектирования нового медицинского бизнеса главное – идеологию клиники и сформулировать четкую, понятную и емкую миссию. Для магазина или ресторана отсутствие миссии - плохо, но отсутствие миссии у клиники – это превращение ее в сборище врачей-совместителей, желающих подработать на платных пациентах. А это уже опасно для нашего здоровья. Многие пациенты, побывав в хорошо оснащенных, отремонтированных, отрекламированных клиниках убедились, что там нет соблюдения прав пациентов, нет качественных медицинских услуг, нет уверенности, что тебе назначат только нужные тебе исследования, а за красивыми стенами не скрывается обычный «совок».
Инновационный менеджмент – основа развития клиники
Менеджмент в клинике должен давать возможность роста и развития как самому предприятию, так и его врачам и медицинским сестрам. В медицине, где научно-технический прогресс внедряется в практику быстрее, чем где-либо, и меняет технологии диагностики, лечения, реабилитации, важно быть в курсе всего и быстрее применять на практике самое современное и совершенное. Уже стал реальностью робот-хирург Da Vinci, работающий в частных клиниках Лондона и оперирующий предстательную железу, сердечные пороки, выполняющий гинекологические операции, с потрясающей точностью выделяя опухоли, обеспечивая малую травматичность. В медицинском бизнесе следование за передовыми технологиями - это один из самых важных факторов конкурентного преимущества, ведь пациент ищет и выбирает лучшее, что есть в области диагностики, лечения. Непрерывное обучение врачей требует создать самообучающую организацию в клинике, при этом это не стратегическая задача менеджера (как в предприятиях другой сферы), это задача сегодняшнего дня.
Юридический аспект в менеджменте клиники
Медицинская деятельность - это лицензируемый вид деятельности и один из самых «зарегулированных» видов бизнеса, где существуют жесткие требования по пожарным нормам, санитарно-эпидемиологическому режиму, хранению лекарств, сертификации персонала, оборудования и технологий. Не случайно ряд многопрофильных клиник выделяет специалистов, которые занимаются только этими вопросами ввиду их большой значимости и «забюрократизированности». Медицинская деятельность - это еще и колоссальная ответственность перед пациентами. В соответствии с нашим законодательством ответственность за оказание медицинских услуг несет юридическое лицо, а это значит, что за все «грехи» своих врачей материально отвечает клиника, которую к тому же могут лишить лицензии на занятие медицинской деятельностью. Пациенты сейчас знают свои права и настаивают на их соблюдении, что требует от каждого врача, а не только от руководителя, знания и соблюдения всех юридических норм при оказании медицинских услуг.
Сложность оценки качества работы
Эффективность работы клиники сложно измерить. И особенность медицинских предприятий в том, что в них крайне важно выбрать правильные критерии эффективной работы и оценку качества оказываемой медицинской помощи. Создать систему контроля качества и мотивации персонала в клинике сложно не столько в силу организационных моментов, сколько в силу специфики медицинской деятельности. Внедрение во всем мире принципов доказательной медицины, стандартов позволяет более объективно оценивать работу врачей в части оказания медицинских услуг. Существующие стандарты диагностики и лечения позволяют выбирать оптимальный, с точки зрения результата и финансовых затрат, метод. Кроме того, качество медицинских услуг тесно связано с качеством менеджмента, поэтому не случайно некоторые стоматологические клиники прошли сертификацию своего менеджмента по ISO 9001.
Завершая краткий обзор особенностей менеджмента в медицинских клиниках, хочется еще раз подчеркнуть, что многие инвесторы начинают понимать, что построить и оснастить клинику – это самое простое, а вот сделать так, чтобы клиника оказывала медицинские услуги, соответствующие самым высоким стандартам, успешно использовала самые современные технологии диагностики лечения, реабилитации и врачи в ней работали, как одна команда, – сложнейшая задача.
К.м.н, доцент Ануфриев Сергей Анатольевич
Исполнительный директор НП «Единая Медицина», Руководитель интернет-портала «Частная медицина для профессионалов – ANOUFRIEV.ru