Особенности модели организации воспитательной работы в ВУЗе
К Неделе образования в блоге ЦНТИ "Прогресс"
В Оренбургском институте экономики и культуры была создана модель воспитательной работы в вузе, основанная на организации педагогически воспитывающей среды. Педагогически воспитывающая среда - понятие сложное и многогранное. Вместе с тем некоторые ее основные составные части могут и должны стать важными элементами в создании системы воспитательной работы в вузе, основными конструктивными элементами модели ее организации.
Предлагаемая модель состоит из ряда взаимосвязанных звеньев, первым из которых является внеучебная воспитательная работа кафедр по своим профилям (развивающая кругозор и профессиональные умения и навыки студентов, проведение конкурсов, игр, олимпиад) и обязательная работа преподавателей в качестве кураторов студенческих групп, работа по адаптации первокурсников, выявлению их интересов, творческого потенциала и способностей. Здесь на первый план выходят не массовые, а индивидуальные формы работы со студентами, во многом утраченные в настоящий период или охватывающие ограниченное число студентов.
Если кафедра организует какие-либо важные общевузовские мероприятия, то эта деятельность должна осуществляться на основе договора-заказа между ректоратом и преподавателем вуза. Таковыми могут быть заказы кафедрам на следующие мероприятия: День переводчика (кафедра филологии и иностранных языков), День здоровья (кафедра социальной работы и педагогики), День гражданской обороны (кафедра естественно-научных и математических дисциплин), экскурсии в музеи (кафедры), месячники Науки (кафедры), День знаний (кафедры) и т.п.
Руководство всей воспитательной работой в институте осуществляет методист по воспитательной работе в соответствии с Положением о должностных обязанностях, основной задачей которого является развитие профессиональных умений и навыков студентов, практическая подготовка их к ведению работы по организации молодежного досуга с учетом интересов и личностного потенциала каждого студента.
Отсюда вторым звеном в предлагаемой модели выступает деятельность методиста по воспитательной работе, включающая в себя:
формирование органов студенческого самоуправления на основе Положения о студенческом самоуправлении в негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургский институт экономики и культуры»;
проведение мероприятий (например, «Посвящение в студенты», «Мисс-студентка», КВН, городские мероприятия и т.д.), праздников (например, День знаний, День учителя, День переводчика и т.д.); месячников Науки кафедр; Недели науки, включающей олимпиады по предметам, студенческие научные конференции; конкурсов (например, «Студент 200__», «Лучшая визитная карточка», «Лучший перевод текста» и т.д.);
координационную работу кафедр по адаптации первокурсников; проведению праздников «Неделя первокурсника», «Посвящение в студенты»; ознакомлению их с историей института, правовым и социальным статусом студента, элементарными сведениями об организации учебной деятельности; культуре умственного труда; изучению бюджета времени студентов; устранению перегрузок в учебном расписании и т.д.
Третье звено предлагаемой модели – работа Студенческого общества, специально созданной структуры для решения задач воспитательной работы со студентами по реализации системы институтских мероприятий, формирующих у студентов представление о престижности выбранной профессии, вуза, развитию чувства общности. К числу этих мероприятий относится проведение торжественных ритуалов: Посвящение в студенты, День Учителя, Юбилей института, неделя Науки, Вручение дипломов и т.д.
Четвертым важным звеном в модели воспитательной работы в вузе является работа совета кураторов и совета наставников студенческих секторов в структуре Студенческого общества (научного, учебно-воспитательного, культмассового). Цель этой работы – оказать воспитательную поддержку студентам, молодым преподавателям в осуществлении жизнедеятельности института.
Пятое звено - организация студенческого досуга. Цель этой работы – эффективная организация свободного времени студентов (например, КВН, студенческие фестивали, городские и областные конкурсы и т.д.).
Шестым звеном в создании педагогически воспитывающей среды, звеном предлагаемой модели воспитательной работы в вузе является широкое использование возможностей вневузовской культурной среды, использование культурного потенциала города - привлечение студентов к участию в городских и областных мероприятиях, создание творческих коллективов, организация выставок; экскурсий в театры, библиотеки, музеи, с целью расширения культурного кругозора студентов, формирования у них ценностных ориентаций.
Критериями результативности предлагаемой модели являются:
Степень стабильности и четкости работы всех звеньев системы воспитательной работы в вузе.
Массовость участия студентов в различных вузовских мероприятиях.
Качество участия, результативность участников конкурсов, соревнований, вечеров, фестивалей.
Присутствие постоянной и живой инициативы студентов, их самостоятельный поиск новых форм внеучебной работы.
Требования к качеству проведения культурно-массовых мероприятий.
Стремление реализовать себя в профессиональной деятельности по основной или дополнительной специальности.
Отсутствие правонарушений среди студентов.
Степень влияния вуза на характер молодежной политики в городе.