- Образовательные технологии: современные теории и практика реализации, 17 - 21 ноября
- Электронный учебно-методический комплекс. Дидактические возможности и технологии электронных средств обучения, 24 - 28 ноября
- Дистанционное обучение: организация, управление и методология оценки качества, 15 - 19 декабря
- Методическое сопровождение реализации ФГОС СПО, 17 - 21 ноября
- Организационно-управленческое сопровождение реализации ФГОС СПО, 15 - 19 декабря
- Инновационные технологии сопровождения повышения качества профессионально-педагогической деятельности педагога в условиях реализации ФГОС, 1 - 5 деабря
Как учить «поколение ЕГЭ»?
Последние годы все больше учителей высшей школы признаются в своей беспомощности перед лицом нового поколения, которое СМИ игриво и метко окрестили «поколением ЕГЭ». Как заставить учиться тех, кто может найти ответ на любой вопрос по школьной и вузовской программе в течение нескольких минут, благодаря новому девайсу? Как заинтересовать наукой и ответить на вопрос, зачем она нужна?
Становится очевидным, что выход - в разработке новых образовательных приемов или – шире – технологий.
Многие из необходимых технологий уже разработаны и апробированы в школах и высших школах. Они ищут своего героя, человека, готового:
1. Быть гибким
В контексте современного образования преподаватель обязан быть открытым к возможным изменениям, стремиться к освоению новых подходов.
2. Использовать современные технологии
Обучение через монолог устарело и, как кажется, надоело самим преподавателям больше, чем их ученикам. Разумеется, речь вовсе не идет о том, чтобы учитель отказался от такой формы работы как лекция и полностью заменил ее самостоятельной подготовкой студентов к семинару. Однако было бы неплохо сочетать такую форму подачи материала с возможностью самостоятельного поиска. Об этом говорит деятельностный подход в образовании.
3. Готовить со студентами совместные проекты
Ценность проектного подхода в том, что он ориентирован на учащегося и – это важное условие проекта – максимально связан с реальным миром. Каждый, выполняющий проект по заданной теме, играет большую роль в общем деле, так как рассматривает проблему под своим углом зрения, не ищет правильный ответ на вопрос, а сталкивается с явлением лицом к лицу. Проект мотивирует учащихся – у них появляется возможность управлять процессом обучения.
4. Оборудовать аудитории учебным мультимедийным комплексом
Сразу стоит подчеркнуть, что слово «комплекс» говорит о том, что все устройства подготовлены к взаимодействию друг с другом. В структуре УМК, помимо привычных компонентов, можно отметить систему для опросов. Она может помочь преподавателю в проверке освоения нового материала.
5. Проводить модерационные семинары
Цель технологии модерации – обобщить опыт всех участников, в сжатые сроки предложить решение конкретной проблемы. Поскольку каждый учащийся имеет большую свободу, по сравнению с обычной лекцией или дискуссией, семинар имеет жесткие рамки, включая определенные технологические этапы. В данной технологии используются такие приёмы как «Мозговой штурм», «Аквариум», «Карточный светофор» и другие. В результате создается план действий, распределяются роли между участниками процесса, обыгрываются возможные ситуации.
6. Апробировать кейсовые технологии
Кейсы – образовательные ресурсы, которые предоставляются учащемуся на магнитных и бумажных носителях. Такой комплекс включает в себя не только набор лекций, но и тестовые задания, предполагающие возможность самопроверки. В данном случае студент экономит время на записывании лекции, работает в своем режиме, а также немало облегчает жизнь преподавателю, отправляя выполненные задания по почте или высылая результаты выполненного теста.
С практикой использования современных образовательных технологии можно познакомиться на семинарах ЦНТИ Прогресс, которые пройдут в ноябре – декабре: