Едва ли стоит напоминать о том, что настал тот самый момент, когда от управленческих решений ключевых лиц компании и финансовых директоров зависит финансовая стабильность компании.
Пришло время использовать навыки не только операционного и стратегического, но и антикризисного управления. Синергия этих умений позволит руководителю справиться со сложным этапом в жизни компании:
• Как снизить влияние нестабильности и волатильности на товарных и финансовых рынках?
• Как снизить влияние возможных банкротств и неплатежей?
• Как снизить влияние политических рисков?
Эксперты советуют в кризис руководителям не забывать о трех важных моментах:
1.
Не стоит паниковать. Постарайтесь конструктивно оценить возможные последствия.
2.
Не стоит зарываться в финансовой аналитике. В попытке анализа большого кол-ва данных можно допустить дополнительные ошибки.
3.
Не стоит пытаться стать тем, кем вы не являетесь. Не каждый руководитель готов оценить влияние всех ключевых индикаторов и макроэкономических показателей, но каждый в силах предпринять доступные ответные антикризисные меры, о которым вы узнаете ниже.
5 шагов по управлению финансами компании в кризис:
1. SWOT- анализ:
Проанализируйте экономику своего бизнеса за несколько лет. Соберите недостающую информацию в случае необходимости, в т.ч. макроэкономического характера и по конкурентам. Посмотрите кризисную историю экономики этого или подобного бизнеса в нашей стране и в странах со схожими особенностями с Россией. Постарайтесь сделать это быстро, самостоятельно и за деньги (если нужна информация из закрытых источников). Цель этой работы - выявить все ключевые тенденции, слабые места, факторы успеха и риска с тем, чтобы принимать адекватные решения на следующих шагах.
2. Многовариантное финансовое моделирование и бизнес-планирование:
Пример: если деятельность компании сильно зависит от стоимости нефти, то в существующих условиях у нее будет минимум 3-5 вариантов финансовой модели и бизнес-плана, как из расчета в 60 долларов, так и из расчета в 30 долларов за баррель. Это пример укрупненных моделей и планов с определением ключевых мер реагирования в каждом из них. Вам потребуется более детальный анализ каждого их них, но вы уже поймете, с чего начать. Этот и предыдущий шаги тесно связаны между собой, более того, один без другого невозможен. Цель – максимально объективно и наглядно представить аналитическую информацию, релевантную для планирования вашего бизнеса.
3. Антикризисная оптимизация затрат
Оцените, какие затраты вы готовы оптимизировать? В зависимости от отраслевой, территориальной, сегментной или организационной специфики деятельности – в каждой компании решения будут разными. Во-первых, проконтролируйте сокращение очевидно лишних и непроизводительных затрат. Во-вторых, поймите взаимосвязь существенных статей затрат с возможными кризисными последствиями: будь то закупка дешевого аналога импортного «сырья» или перевод рублевой выручки в валюту (резервирование на депозитах). В-третьих, оцените слабые места компании, где могут появиться дополнительные затраты: договорную базу, базу поставщиков и подрядчиков, а также налоговое законодательство.
4. Антикризисная оптимизация ликвидности
Совершенствуйте систему управления ликвидностью компании. Существует множество методов снижения финансовых рисков: исключение, лимитирование, хеджирование, диверсификация (сбалансированное сочетание различных инструментов долгового финансирования), страхование, создание резервных фондов. Пересмотрите текущую ситуацию в компании. Цель такой работы - увеличить возможности привлечения ликвидности в случае необходимости. Также постарайтесь усилить финансовый контроль за поступлением дебиторской задолженности и расходованием финансовых ресурсов. Для этого попробуйте:
• детально спланировать платежи и поступления на квартал вперед;
• вовлечь в процесс планирования поступлений денежных средств не только ответственный за выручку персонал, но и контрагентов;
• мотивировать персонал на быстрое и эффективное выполнение задач, а контрагентов - на своевременные и регулярные поступление.
5. Автоматизация и упрощение
Упрощайте свою работу любыми возможными способами. Вам будут полезны любые меры, позволяющие выполнить многозадачность в сжатые сроки.
Мы подобрали для вас курсы по этой теме: |
«Финансовый директор. Антикризисное управление» |
Для руководителей и специалистов финансово-экономических подразделений и управлений стоимостью и рисками, экономистов, финансовых менеджеров. |
14 – 17 апреля,
Санкт-Петербург |
«Управление денежными средствами. Прогнозирование, анализ, контроль денежных потоков» |
Для руководителей и ведущих специалистов казначейства (корпоративных казначеев), главных бухгалтеров, экономистов и других специалистов, чья деятельность связана с управлением денежными потоками предприятия. |
21 – 24 апреля,
Санкт-Петербург |
«Финансовое моделирование в MS Excel» |
Для руководителей финансово-экономических служб, экономистов и специалистов работающих с большим объемом информации. |
27 – 28 апреля,
Санкт-Петербург |
«Оценка бизнеса и управление стоимостью компании. Подходы и методы оценки бизнеса» |
Для руководителей и специалистов финансово-экономических подразделений и управлений стоимостью и рисками, экономистов, финансовых менеджеров. |
27 – 30 апреля,
Санкт-Петербург |
Рекомендации подобраны на основе материалов журнала «Финансовый директор» fd.ru.
Обращаем ваше внимание: для участия в семинарах необходима предварительная регистрация не менее чем за 10 дней до начала семинара. Получить более подробную информацию и подать заявку на каждый курс можно сайте ЦНТИ Прогресс по ссылкам выше, бесплатному номеру
8-800-333-88-44 или электронной почте
client@cntiprogress.ru.