Она уверяет, что не научилась ничему. Однако жаловаться Мария не пыталась: ее стремление попасть в бизнес не позволило ей доносить на коллег по желанному цеху. «Ведь это большая тусовка, где все друг друга знают. Люди просто делают деньги — зачем светиться?» Впрочем, Мария не единственная «жертва» некачественных образовательных услуг. Согласно данным опроса, проведенного «Диалогом» в соцсетях, с малополезными тренингами в жизни сталкивались 35% респондентов. Еще 38% — с абсолютно бесполезными. И только 20% опрошенных пользуются навыками, полученными на тренингах. Почему это происходит? Руководитель направления «Тренинги» Центра научно-технической информации «Прогресс» (ЦНТИ «Прогресс») Наталья Смирнова уверена, что многое зависит и от самого обучаемого. Дело в том, говорит эксперт, что люди ждут чуда, не собираясь прикладывать никаких самостоятельных усилий.«В конце тренинга было сильнейшее разочарование. Я была единственной участницей набора, кто по гарантии забрал свои деньги. Но мне вернули только 10 тысяч — сказали, что остальные 10 я проела», — рассказывает Мария.
«Всегда следует помнить, что чудес в тренингах не бывает. Само собой ничего не пойдет. Необходимо приложить усилия. Мы все воспитаны на сказках и верим в чудеса. При попытке что-то изменить требуется большая работа, и никто за вас эту работу не сделает. Тренер и участники, безусловно, помогут раскрыть в себе новые навыки и умения, развить существующие. Но дальнейшая реализация полученных знаний и умений – дело индивидуальное. Тренинги как раз позволяют научиться относиться к себе более требовательно, структурированно и четко выстраивать конкретные шаги для развития», — поясняет Смирнова.Но это лишь одна сторона медали. Ведь организатор тренинга берет на себя ряд обязательств, которые либо прописаны в договоре, либо указаны в рекламных объявлениях. И если, пройдя курс занятий, участник обещанного не получил, то вполне имеет право пожаловаться. По словам председателя Всероссийского общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаила Аншакова, обращаясь в надзорные органы, нужно четко понимать, какую услугу вам были обязаны предоставить, и иметь неопровержимые доказательства своей правоты.
«Надо прежде всего руководствоваться договором, который заключен на проведение этих тренингов. Если такого договора нет, то нужно рассматривать в качестве договора оферты предложения, в том числе рекламно-информационного характера, которые делают организаторы тренинга. Объявления, содержание сайта в Интернете. Если обещания расходятся с делом: например, вам говорится, что вы выучите английский язык в совершенстве за 10 занятий, а вы его не выучили, и явно выучить не могли, — то можно вести речь о некачественной услуге», — рассказывает Аншаков.Неудача Марии была в том, что она попала в первый набор нового тренинга. Прежде о нем никто не знал. Эксперт из ЦНТИ «Прогресс» Наталья Смирнова уверена — чтобы составить мнение об услуге, нужно ознакомиться с отзывами тех, кто ей уже воспользовался.
«Необходимо выявлять факты о компании — историю, отзывы, и так далее. Не надо верить призывам и рекламным лозунгам. Потому что в Интернет-пространстве компания может быть представлена очень круто и мощно, а на самом деле это очень маленькая организация, не имеющая ни профессионального опыта, ни материальной базы. И тогда понятно, что это компания виртуальная и не серьезная «, — говорит Смирнова.С ней согласен и защитник прав потребителей Михаил Аншаков. По его словам, люди часто отдают свои деньги, не узнав толком, что они за эту плату смогут получить, и получат ли что-то вообще.
«Нельзя поддаваться на рекламные уловки, а лучше прочитать отзывы – в социальных сетях, на форумах, в блогах. Прежде чем платить кому-либо деньги, потребитель должен тщательно собрать информацию – кому он их платит», — считает он.Наученная опытом Мария теперь так и поступает. Однако это не единственный способ определить пользу тренинга. Нужно обратить внимание на текст программы, и, в первую очередь, на репутацию компании, которая услугу предоставляет, говорит Наталья Смирнова.
«Тексты программ могут быть очень похожи, но за одинаковыми текстами может стоять разное качество и, как следствие, — результат или вовсе его отсутствие. Я часто привожу пример с продуктами питания. Колбаса «Докторская» — одинаковая, но при покупке вы выбираете производителя, которому доверяете и не покупаете колбасу, которая произведена в подвале, не в тех условиях. И тогда этот продукт не следует называть колбасой. Так и по тренингам. Когда вы начинаете выбирать тренинг, вы должны смотреть на производителя. На ту компанию, которая предлагает и проводит тренинг. Здесь вы можете опереться и не ошибиться в качестве, в том, что это действительно гарантировано тренинг и это то самое содержание, которое заявлено в программе», — рассказывает эксперт ЦНТИ «Прогресс».Если компания организует тренинги больше десятка лет, значит, ей можно доверять, добавляет Смирнова. Если у нее есть опыт, проверенные методики, подчеркивает эксперт, значит, компания сможет сориентировать клиента.
«Если вы пришли обучаться не в ту компанию, то в результате вы потратили средства и время и не достигли необходимой цели. Хуже, если вас сориентировали не в то направление. Что вы будете делать потом?», — говорит руководитель тренингов.Мария посетила неудачный тренинг год назад. На ней, и еще на сотнях таких же, заработали непрофессионалы. Как отмечает Наталья Смирнова, компании с хорошей репутацией несут ответственность за качество обучения. «В медицине, если врач навредил», — говорит она, — «он будет отвечать за это. Потому что есть определенные санкции. При проведении тренингов тоже должна быть ответственность». Вероника Бабкина / ИА «Диалог» http://topdialog.ru