С 10 по 14 ноября в ЦНТИ «Прогресс» в очередной раз пройдет семинар для театральных менеджеров и маркетологов «Работа со зрителем в театрах и культурно-досуговых учреждениях: реклама и PR-продвижение». О роли маркетинга в театре мы поговорили с одним из лекторов семинара Евгенией Карпаниной - бизнес-тренером, автором семинаров по арт-менеджменту, руководителем Международного клуба театральных менеджеров и Фестиваля театральной фотографии.
Евгения, на семинаре вы рассказываете о театральном маркетинге, PR и рекламе в театре. Насколько эти вещи сейчас близки и понятны российскому региональному театру? Складывается впечатление, что многие театральные руководители до сих пор не могут представить свой театр в качестве “бизнес-единицы”...
- Понятия «маркетинг», «реклама» и «PR» всегда были близки театру, просто данная деятельность не выделялась в отдельное направление, и не все театры придавали ей серьезное значение. Грамотный антрепренёр, талантливый администратор, профессиональный директор театра - эти люди всегда были залогом интересных проектов, шикарных гастролей, полных залов. Безусловно, самое важное дело в театре – поставить спектакль, но, как бы прекрасно ни играли артисты, если о спектакле никто не знает - зрительный зал будет пустым. Но это было давно, уже не первое десятилетие театры движутся в сторону грамотного управления и становятся интересными игроками на рынке… Не все, конечно, к сожалению.
Маркетинг - это работа над продуктом, поиск ниши и целевой аудитории. Как вы думаете, должен ли театральный маркетолог вмешиваться в процесс создания спектакля? Возможно ли это?
- Задача маркетинга – продать тот продукт, который имеется. Вмешиваясь в процесс создания спектакля, маркетолог может напомнить постановщику, что спектакль, например, идет с грифом «12+», значит, определенные сцены неприемлемы. Если добавить в «Женитьбу» обнаженку, то школьникам продать спектакль не удастся, а хотелось бы. Конечно, первичным всегда остается творчество. Но маркетолог может дать хорошие советы. В примере с «Женитьбой» он должен был обратить внимание руководства театра на провал продаж в нише подростковых спектаклей.
Как театральный маркетолог может достучаться до художественного руководителя?
- Одного рецепта тут не будет, так как все строится на человеческих отношениях и профессионализме с обеих сторон, уважении друг к другу, грамотной подаче информации. Если ваши доводы буду аргументированы, грамотно поданы, то руководитель их услышит. Надеюсь (улыбается). Сегодня маркетологам в театре в 99 случаях из 100 приходится рекламировать и продавать то, что создал творческий цех. И это, я вам скажу, прекрасная практика, потому что отличную елочную кампанию продать несложно, а вот сделать аншлаг на дорогом оперном спектакле в промышленном городе – это уже профессиональная роскошь, своего рода, кайф! В театре вообще без маниакального удовольствия не может работать никто. Маркетолог – не исключение. Это вечный драйв, азарт! Кто кого?! Удастся развернуть светских тусовщиц в «лабутенах» в сторону премьеры? Или они пойдут в ресторан? Удастся выиграть грант для фестиваля? Работа театрального маркетолога – это тоже игра!
Продолжается тенденция сокращения государственного финансирования театров. Насколько сегодня российские театры готовы к автономному существованию?
- До нуля дотации, конечно, сокращаться не будут, но вы правы, театры учатся зарабатывать, и это очень полезный навык. Конечно, нелегко начать думать по-новому, но это просто вопрос обучения. Если сегодня пенсионеры массово осваивают компьютерную грамоту, то науку работы театра на коммерческом поле тоже можно освоить. Было бы желание. Вот чем хороши семинары «Прогресса»? В сжатый срок дается мощный интенсив. За 5 дней преподаватели выдают такой объем практической информации, которой хватит на год работы. А потом можно снова приезжать, получать новый груз знаний – и выходить на новый эволюционный виток.
Минусы перехода на самостоятельное финансирование известны. А есть ли, на ваш взгляд, плюсы?
- Плюсы есть, безусловно. Самостоятельное финансирование заставляет более ответственно подходить к выпускаемому продукту, более внимательно изучать свою аудиторию, серьезно подходить к возможностям развития. Нельзя назвать этот период кризисом, хоть многих он и пугает. Это эволюционный виток, когда динозавры вымерли, а мамонты превратились в слонов. Это очень серьезный, взрослый подход к тому, что делает театр. Главное, не взваливать ответственность за экономическую успешность театра на плечи творцов: не актеры и не дирижеры должны придумывать, где взять денег, как привести зрителя и как заинтересовать спонсоров. Пришел момент, когда каждый театр должен вырастить свой урожай профессиональных менеджеров – профессиональных, а не переквалифицировавшихся из бухгалтеров или балерин.
Возможно ли в нашей стране прибыльное искусство?
- Вопрос не совсем корректный. Может ли искусство приносить прибыль? Да, может. Может ли оно быть самоокупаемым? Не всегда. Должно ли оно стремиться к самоокупаемости? Тут нужно уточнить. Если мы говорим именно о театре, то, на мой взгляд – нет. И практически никогда, даже самые успешные театральные проекты, не были самоокупаемыми. Даже русская антреприза Дягилева в Париже была успешной до тех пор, пока были спонсоры. И театр сегодня живет и на государственные дотации, и с помощью спонсоров. Техническое обеспечение, красивые костюмы, профессионалы – от балетмейстеров до художников - все требует достойной оплаты. Но театр должен быть ответственной и разумной организацией.
Некоторые театральные руководители скептически относятся к возможности привлечения дополнительных средств от инвесторов, благотворителей. Насколько эта схема работает в России?
- Уже работает и весьма неплохо. Тут, конечно, важнейшую роль играет лидер, стоящий у руля театра. Потому что именно его личность либо вызывает доверие у инвесторов, либо нет. Кто-то должен быть интересным и убедительным. А вот технологии по составлению коммерческих предложений, схемы построения «Клуба друзей театра» уже прописаны давно и в европейской театральной практике, и даже в российской. Это механизм, который будет работать в руках грамотного специалиста.
Какая тема вызывает самый большой отклик у слушателей семинара? Какой вопрос для них самый “острый”?
- Самый острый вопрос - продажи, результат. Ведь для того, чтобы можно было провести успешно продажи, нужно проделать большой труд – понять, какой аудитории ваш проект интересен, как привлечь внимание этой аудитории – ведь бои на информационном поле за досуговое время потенциального зрителя стоят нешуточные. Найти своего зрителя, привлечь его внимание, заинтересовать именно этим конкретным спектаклем, сделать так, чтобы он захотел прийти именно в театр, а не пойти в боулинг, предложить адекватную стоимость билета… Это длинная цепочка.
А самый большой отклик у участников семинаров вызывают «фишки», которые позволяют сделать рекламу театра и спектаклей бесплатно - «ноль-бюджет». Таких приемов много. Я считаю, что это главная задача нас, преподавателей, – дать те инструменты, которые уже завтра, после возвращения домой, можно начать использовать в своем театре. Мы позволяем слушателям сэкономить уйму времени: не мониторить Интернет, изучая лучшие российские и зарубежные театральные новости, а все получить в виде готовых к употреблению файлов.
Получить более подробную информацию о семинаре можно на странице мероприятия, по телефону 8-800-333-88-44 или электронной почте client@cntiprogress.ru.
Также вам может быть интересен семинар: «Директор театра» (24 – 28 ноября, Санкт-Петербург)