Ни для кого не секрет, что синие воротнички сегодня не в чести. За время перестройки образ рабочего был дискредитирован настолько, что стало неприличным упоминать об этом факте своей биографии. Политика "купи-продай" стала занимать многие умы и выросло целое поколение, которое не умеет, а главное не хочет работать руками. Белые воротнички заполонили города, появились целые чащи из офисных зданий, в которых работают "менеджеры". Не напоминает антиутопии Оруэлла и Замятина? Но не будем мрачными предсказателями. На самом деле сложившаяся ситуация хоть и серьезная проблема, но решаемая.
Работы много - работать некому
Думаю, что вы обращали внимание на объявления заводов и производственных предприятий, расклеенные в городском транспорте. Помните уровень зарплат, которые предлагают помимо дополнительного обучения, начинающим специалистам, выпускникам специализированных колледжей, я уж не говорю о специалистах со стажем? Для тех, кто не обращал внимания, скажу, что уровень зарплаты может доходить до 200 000 руб. в месяц! Казалось бы, сегодня говорят о меркантильности поколения Y (родившиеся в период с 1984 по 2000 гг.), а в будущем и поколения Z (родившиеся после 2000 г), но при наличии возможности неплохо заработать наблюдается нехватка в молодых кадрах. Парадокс? Нет, если учитывать особенности поколений. Помимо стабильной и желательно высокой заработной платы упомянутым молодым людям нужно нечто большее: интересная работа, престиж, отсутствие бюрократических регламентов, предписывающих прикрывать" каждое свое действие бумагой и т.д., и т.п.
Спасение утопающих…
Не нужно думать, что работа на заводе скучна. Её (работу) делают интересной: сложные, нестандартные задачи, использование техники, на которой умеют работать единицы, коллектив сверстников, наличие наставника, готового делиться опытом и еще множество факторов, т.к. мотивация у каждого своя. На этом этапе включаются сами предприятия, которые модернизируют производство, восстанавливают институт наставничества и всеми способами пытаются привлечь молодежь, но упираются в отсутствие престижа рабочих профессий.
И вот, мы снова вернулись к престижу, точнее к его отсутствию. Отрадно, что производственные предприятия не опускают руки, а стараются, в меру своих сил, повлиять на ситуацию.
Методики повышения престижа рабочих профессий. Взгляд производственных предприятий.
Конечно, сами заводы, как пострадавшие от сложившейся ситуации, вынуждены самостоятельно бороться за кадры. Hr-ы делятся своими наработками в рамках различных профессиональных конференций, ниже представлены некоторые из их инструментов.
Если вспомнить, как выпускники школ выбирают будущую профессию, то больше половины советуются с родителями, для которых зачастую важны последующее трудоустройство и хорошая заработная плата; оставшиеся делают самостоятельный выбор (или основанный на советах друзей) который обусловлен престижностью специальности, широким спектром вариантов для трудоустройства, потенциально высоким окладом.
- Демонстрация или покажи завод лицом
Экскурсии школьников (иногда вместе с родителями) на заводы, в производственные цеха, для демонстрации современного оборудования. Во время таких профориентированных экскурсий сотрудники рассказывают о преимуществах работы на предприятии (аргументы направлены на родителей, которые могут повлиять на выбор). Демонстрируются доски почета, организовываются встречи с передовиками. В результате школьники строят свое мнение о профессиях по увиденному своими глазами, а не по сформированному общественному мнению
- Оплата обучения и последующее трудоустройство
Кто кроме руководства заводов знает, какие специалисты нужны на производстве и в каком количестве? Естественно, что иногда удобнее «делать заказ» на определенного специалиста (-ов), частично оплачивать их обучение и гарантировать трудоустройство. Таким образом, предприятие получает специалиста с нужным набором компетенций, который будет гарантированно работать несколько лет (в зависимости от условий контракта, заключенного между будущим специалистом и работодателем). Конечно, при таком подходе рано или поздно встанет вопрос, как удержать молодого специалиста, поэтому службе персонала хорошо бы заранее проработать систему мотивации сотрудника и донести до него.
В результате предприятия получают априори лояльного профессии сотрудника, готового к работе.
- Готовимся к переезду
Перечисленные выше методы были направлены на привлечение молодых сотрудников. Это, конечно же, хорошо, но не всегда на предприятиях есть возможность, а главное, время «выращивать» собственные кадры и тут встает вопрос, где взять сотрудника с большим опытом работы. Как мы понимаем, такие сотрудники на вес золота. А если предприятие градообразующее, а в городе нет специалистов нужной квалификации? В этом случае, придется убеждать потенциальных сотрудников в необходимости переезда. Предприятия не останавливаются на предложении высокой заработной платы, помимо этого они:
- строят жилье;
- предлагают ипотеку под самый низкий процент (например, под 3%);
- развивают инфраструктуру города (ведь сотрудники с опытом, да и молодые специалисты, зачастую люди семейные, с детьми, поэтому переезд в одиночку не возможен, а женам/мужьям также необходима работа, детям детские сады и школы и т.п.);
- помогают с переездом, оплачивая частично или полностью транспортные расходы;
- и т.д., и т.п.
В результате повышается не только имидж конкретного предприятия, но и отрасли в целом, т.к. есть определенная гордость за то, как предприятия борются за специалистов.
- Частные методы
Описанные выше методики носят более-менее повсеместный характер и используются в той или иной степени многими заводами и производственными предприятиями. Но есть частные методики, например, на одной из конференций по управлению персоналу, слушая выступление hr-а крупного градообразующего завода, узнала какими методами они стараются привлечь молодежь и повысить престиж рабочих профессий:
- «Наружная имиджевая реклама» - стелла (недалеко от входа в основное задание завода) с фотографиями молодых специалистов в характерной спец. одежде и слоганом «Мы гордимся нашей компанией».
- Корпоративные газеты (бесплатно распространяемые по городу). Издания носят разный характер: общий «путеводитель» по заводу, рассказывающий о достижениях предприятия; «вестник» - рассказывающий о сотрудниках, их повседневной работе, семьях, достижениях детей и т.п.; издание, рассказывающее о ветеранах производства.
- Корпоративное радио, ведущее трансляцию в цехах завода. Основными темами являются освещение текущей работы, достижений бригад и личных достижений сотрудников, поздравление и т.д.
Чем хороши выбранные инструменты: во-первых, наглядной демонстрацией «человека труда» - красивые и счастливые лица создают положительный образ специалиста, работающего на данном заводе; во-вторых – в газетах и в радиоэфире показаны будни современного завода, работающего на профессиональном сложном оборудовании (а не на кустарном конвейере); будни сотрудников, которые могут гордиться не только работой, но и личными достижениями в хобби, победами детей и т.п. Таким образом, складывается образ завода, где на первом месте стоят сотрудники, а не машины.
Все перечисленные инструменты работают скорее на укрепление лояльности уже работающих сотрудников. Вы обратили внимание, как активно вовлекаются в коммуникацию дети? Это делается для того, чтобы у подрастающей «смены» был с детства заложен положительный образ рабочей профессии. Конечно, это хорошо с точки зрения формирования общественного мнения, но этой же цели можно достичь выполнением работодателем своих обязательств (своевременная выплата заработной платы, адекватная рабочая нагрузка, оплата больничного листа и т.п.).
Заводы делают большое дело, стараясь хоть как-то повлиять на ситуацию, но можно сделать больше. Почему бы вместо того, чтобы бороться в одиночку, решая свои узкопрофессиональные вопросы, не объединиться в борьбе за умы? Вместо того, чтобы вливать огромные бюджеты на производство и выпуск бесплатных газет, производство и монтаж конструкций наружной рекламы и др., можно, объединившись с коллегами (т.е. с такими же производственными предприятиями) потратиться на создание сценариев и снять серию фильмов, с человеком труда в центре событий; укрепить корпоративную культуру не только на отдельном предприятии, но и в отрасли; устраивать ежегодные конференции, где бы сами сотрудники обсуждали проблемы отрасли и вырабатывали совместные решения и т.п. Вспомните старое доброе советское кино: герои-шахтеры, монтажники-высотники, строители и т.д. работают и учатся, сталкиваются с трудностями и решают их (с большим или меньшим успехом), т.е. живут обычной жизнью, понятной и близкой среднестатистическому жителю СССР. Человек, работающий руками, был уважаем коллективом, т.к. был активным, инициативным, помогал молодым специалистам; его знали в городе, с его мнением считались; на производстве он был экспертом. Но, времена изменились, вместо рабочих появились «менеджеры» общества потребления и для того, чтобы у них возникло уважение к человеку труда, нужны другие образы: не рабочий в засаленной робе, а оператор, управляющий сложной машиной, приезжающий на работу на приличной машине, живущий в достаточно большой квартире с семьей, ведущий активный образ жизни и т.п.… Согласна, образ несколько рафинированный, но, чтобы привлечь представителей поколений Y и Z придется показать результат работы, т.е. те блага, которые можно будет получить, обучившись рабочей профессии.
Луценко Юлия, ЦНТИ Прогресс