Как запускать библиотечные квесты: опыт участницы семинара
Участники семинаров ЦНТИ Прогресс продолжают делиться опытом и результатами внедрения полученных технологий. Рассказывает Анастасия Россинская, руководитель образовательной компании ООО «Квестигра», которая занимается разработкой познавательных квестов по заказу библиотек, музеев и фестивалей.
— Анастасия, как запускаются квесты?
— Проект «Московские истории» — это образовательный комплекс: занятия, экскурсии, квесты, городской лагерь и студенческая практика, а начиналось все в июле 2014 года, когда в Центральной городской детской библиотеке им А.П. Гайдара готовились к открытию фотовыставки «Москва Готье-Дюфайе». Библиотекари мечтали сделать открытие выставки заметным событием, а значит, надо было придумать что-то необычное. И тогда они обратились к нам с просьбой придумать и провести квест по окрестностям Плющихи, старинной московской улицы, виды которой были представлены на выставке.
— Какую роль в организации квеста сыграли cотрудники библиотек?
— Первый этап в подготовке краеведческих, да и вообще любых познавательных квестов — это сбор информации. Библиотекари рассказали о том, что книг о районе нашего поиска, особенно детских, практически нет. Несколько лет при библиотеке работает клуб «Моя Плющиха», где собираются и бывшие и нынешние жители, делятся воспоминаниями, находками и открытиями. Их материалы, собранные в книге, открыли для нас живую человеческую Плющиху. Но изучение краеведческой литературы показало, что в районе жили и многие известные люди: это один из первых московских адресов Толстого, последний адрес Андрея Белого, а еще Плещеев, Фет, Скрябин, Чехов, Бунин, Кандинский… Архитекторы Клейн, Мельников, Руднев. Интереснейшая повседневная жизнь квартала в 20-30-е годы. Необычная топонимика. Постепенно мы поняли, что такой огромный объем материала ни в какой квест не поместится. Как же рассказать о богатой истории, показать самые красивые места? Решение пришло очень быстро – нужно сделать несколько тематических маршрутов для разных возрастов. Для «Плющиха-квеста» мы придумали 6 разных маршрутов, а для «Арбат-квеста», который прошел в апреле 2016 года, уже 12.
Сейчас проект «Московские истории» это партнерство компании «Квестигра» с Московским городским педагогическим университетом, библиотеками и музеями г. Москвы. Участие каждого партнера зависит от его возможностей и потребностей. Библиотекари ЦГДБ им А.П. Гайдара не только помогли с поиском информации, но и подготовили по нашей инициативе библиографические списки по темам маршрутов. Эти списки выдавались участникам на финише для продолжения изучения темы. Участие Библиотеки-читальни им И.С. Тургенева заключалось в информационной поддержке квеста. На базе МГПУ в 2015/16 учебному году дважды была организована студенческая краеведческая практика, в рамках которой студенты подготовили несколько маршрутов.
— Какие каналы вы использовали для привлечения участников?
— Основным каналом продвижения информации стал интернет. В 2014 годы мы пробовали раздавать флаеры и листовки жителям района и читателям библиотеки, но это имело очень маленький эффект, а вот распространение информации в соцсетях и в виде рассылок принесло существенный результат. Если в первом квесте приняло участие около 100 человек, то в апреле 2016 года уже играли более 80 команд (около 400 человек). Очень важным мы считаем «подогревание» интереса к предстоящему квесту – делаем публикации о маршрутах, сообщаем интересные факты, публикуем старинные фотографии.
Базу e-mail адресов собирали с большим трудом. Мы, кроме квестов, проводим еще абонементные занятия, а также занятия и экскурсии на заказ для классов и дней рождения.
— Что стало самым сложным при подготовке?
— На этапе сбора информации, как только мы углублялись в какую-либо тему, сразу же начинали ощущать информационный голод. Большинство источников повторяют одну и ту же информацию, часто оказывающуюся не совсем достоверной. Теперь уделяем очень большое внимание проверке информации.
Второе, это привлечение участников. Сейчас квесты делают без преувеличения все. На уровне рекламы многие из них «познавательные, увлекательные, и вообще самые-самые лучшие», на деле же все не так радужно. Самое трудное — вырваться из толпы и убедить, что наши квесты, действительно, очень высокого педагогического и методического качества.
— Ставились ли измеримые цели и удалось ли их достичь?
— Ставились следующие задачи:
1. подготовить и провести за учебный год не менее 3 квестов;
2. разработать определенное количества маршрутов, а именно не менее 5-6, чтобы удовлетворить все возрастные категории: дошкольники, младшие школьники, 5-7 класс, 8 и старше, молодежь, взрослые;
3. привлечь определенное число участников – за год не менее 600 участников.
Все поставленные цели были выполнены. Смотрите фотоотчет о мероприятии в 2015 году и встречу в facebook.
P.S.
Мы благодарим Анастасию за предоставленный материал и напоминаем, что ближайший семинар ЦНТИ Прогресс по управлению библиотекой пройдет в Санкт-Петербурге 26-30 сентября.