Особенности менеджмента в медицинских клиниках (продолжение)
Вчера мы начали разговор об особенностях управления медицинским учреждением и говорили о фигуре врача, как основного сотрудника предприятия. Ниже речь пойдет о руководителе.
Особые требования к руководителю клиники
Существуют несколько сложившихся в нашей практике моделей руководства. Первая: всем руководит генеральный директор, не имеющий медицинского образования, и в его подчинении находится главный врач, отвечающий за всю медицину. На мой взгляд, это не самая лучшая ситуация, т.к. лицо, ответственное за все предприятие, не в полной мере знает всю специфику того бизнеса, которым руководит, что увеличивает риск принятия неверных решений, попадание под влияние и зависимость своего медицинского окружения и главного врача, фактически курирующего основную деятельность и определяющего спектр оказываемых услуг. Известный пример, когда директорское кресло Михайловского театра занял один из самых богатых людей России - бизнесмен Владимир Кехман, до этого работавший в сфере оптовой продажи фруктов. Он сразу поступил на курс факультета театроведения Санкт-Петербургской театральной академии по специальности «театральный менеджер». Вряд ли для столь занятого человека это только имиджевый шаг, скорее понимание того, что есть объективная необходимость классического и серьезного изучения театрального дела и возможность лучше понимать театр и его артистов. Примеров, когда бы кто-то из руководителей клиник пошел получать медицинское образование, я не знаю, во многом, наверное, потому, что у них уже есть ощущение, что они все знают.
На заре появления частного бизнеса, когда медиков, знающих основы менеджмента, были единицы, этот вариант назначения руководителем менеджера - «не медика» был самым распространенным. Но сейчас ситуация меняется. Все больше врачей приобретает дополнительное профессиональное образование в области менеджмента, получает степень МBA. Руководитель, имеющий два образования, более системно видит свое предприятие. В подтверждение этому есть ряд позитивных примеров, когда получение главным врачом знаний по менеджменту позволяло качественно изменить клинику. Но, объективно оценивая рынок труда, можно с сожалением сказать, что менеджеров, которые могут успешно руководить клиникой XXI века и понимают особенности менеджмента, в здравоохранении – единицы. У нас нет серьезной и профессиональной школы специализирующейся в этой сфере, а краткосрочные курсы по медицинскому менеджменту могут только обозначить направления для самостоятельного и глубокого изучения предмета.
У руководителя клиники существует еще одна сложная задача - взаимодействие с акционерами, инвесторами, которые вложили деньги для получения прибыли, и подчас их не интересует, откуда она берется. И здесь очень легко перейти грань, когда с целью максимизации прибыли будет снижаться качество медицинских услуг, не будет обновляться и должным образом обслуживаться оборудование, будут использовать многоразовый инструментарий, нарушать технологические циклы, упрощать схемы лечения. В странах, где существует прозрачность и жесткий контроль, в т.ч. и со стороны самого медицинского сообщества, объединенного в Ассоциации, такое поведение клиники быстро приведет к ее закрытию. А в нашей стране нам стоит уповать в большей степени на порядочность менеджеров и репутацию клиники, чем на контролирующие органы и Росздравнадзор.
К.м.н, доцент Ануфриев Сергей Анатольевич
Исполнительный директор НП «Единая Медицина», Руководитель интернет-портала «Частная медицина для профессионалов – ANOUFRIEV.ru