Особенности менеджмента в медицинских клиниках (продолжение)

На заре появления частного бизнеса, когда медиков, знающих основы менеджмента, были единицы.
На заре появления частного бизнеса, когда медиков, знающих основы менеджмента, были единицы.
Вчера мы начали разговор об особенностях управления медицинским учреждением и говорили о фигуре врача, как основного сотрудника предприятия. Ниже речь пойдет о руководителе.

Особые требования к руководителю клиники

Существуют несколько сложившихся в нашей практике моделей руководства. Первая: всем руководит генеральный директор, не имеющий медицинского образования, и в его подчинении находится главный врач, отвечающий за всю медицину. На мой взгляд, это не самая лучшая ситуация, т.к. лицо, ответственное за все предприятие, не в полной мере знает всю специфику того бизнеса, которым руководит, что увеличивает риск принятия неверных решений, попадание под влияние и зависимость своего медицинского окружения и главного врача, фактически курирующего основную деятельность и определяющего спектр оказываемых услуг. Известный пример, когда директорское кресло Михайловского театра занял один из самых богатых людей России - бизнесмен Владимир Кехман, до этого работавший в сфере оптовой продажи фруктов. Он сразу поступил на курс факультета театроведения Санкт-Петербургской театральной академии по специальности «театральный менеджер». Вряд ли для столь занятого человека это только имиджевый шаг, скорее понимание того, что есть объективная необходимость классического и серьезного изучения театрального дела и возможность лучше понимать театр и его артистов. Примеров, когда бы кто-то из руководителей клиник пошел получать медицинское образование, я не знаю, во многом, наверное, потому, что у них уже есть ощущение, что они все знают. На заре появления частного бизнеса, когда медиков, знающих основы менеджмента, были единицы, этот вариант назначения руководителем менеджера - «не медика» был самым распространенным. Но сейчас ситуация меняется. Все больше врачей приобретает дополнительное профессиональное образование в области менеджмента, получает степень МBA. Руководитель, имеющий два образования, более системно видит свое предприятие. В подтверждение этому есть ряд позитивных примеров, когда получение главным врачом знаний по менеджменту позволяло качественно изменить клинику. Но, объективно оценивая рынок труда, можно с сожалением сказать, что менеджеров, которые могут успешно руководить клиникой XXI века и понимают особенности менеджмента, в здравоохранении – единицы. У нас нет серьезной и профессиональной школы специализирующейся в этой сфере, а краткосрочные курсы по медицинскому менеджменту могут только обозначить направления для самостоятельного и глубокого изучения предмета. У руководителя клиники существует еще одна сложная задача - взаимодействие с акционерами, инвесторами, которые вложили деньги для получения прибыли, и подчас их не интересует, откуда она берется. И здесь очень легко перейти грань, когда с целью максимизации прибыли будет снижаться качество медицинских услуг, не будет обновляться и должным образом обслуживаться оборудование, будут использовать многоразовый инструментарий, нарушать технологические циклы, упрощать схемы лечения. В странах, где существует прозрачность и жесткий контроль, в т.ч. и со стороны самого медицинского сообщества, объединенного в Ассоциации, такое поведение клиники быстро приведет к ее закрытию. А в нашей стране нам стоит уповать в большей степени на порядочность менеджеров и репутацию клиники, чем на контролирующие органы и Росздравнадзор. К.м.н, доцент Ануфриев Сергей Анатольевич Исполнительный директор НП «Единая Медицина», Руководитель интернет-портала «Частная медицина для профессионалов – ANOUFRIEV.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *